Публикации

Как выбрать акции для покупки или все о мультипликаторах

Представьте ситуацию. Вы открыли брокерский счет и готовы инвестировать. Перед вами акции двух компаний: у первой по 1000 рублей за штуку, у второй по 10000. В какую стоит инвестировать?

Правильный ответ — ни в какую. Этой информации попросту недостаточно для того, чтобы сделать выбор. Грамотные инвесторы для принятия решения о покупке используют мультипликаторы. О том, что это такое и как их рассчитать, читайте в статье.

Что такое мультипликатор?

Если просто, мультипликатор — это число. Если сложно, это определенное соотношение финансовых показателей компании, которое позволяет сравнить их перед покупкой. По сути, вы приводите цифры из финансовых отечностей к одной системы измерений.

Зачем это нужно? Все очень просто. Согласитесь, глупо сравнивать две компании по размеру выручки или прибыли. Одна компании может быть мультимиллиардным холдингом, а другая небольшим местным производителем. И это совсем не значит, что первая прибыльнее.

Какие бывают мультипликаторы?

Мультипликаторы делятся на балансовые и доходные. Для расчета первых опираются на балансовую стоимость чистых активов. Этот вид мультипликаторов применяется в основном для оценки банков. Второй вид, как понятно из названия, рассчитывается с помощью денежных потоков компании. В основном это выручка, прибыль, выплаченные дивиденды.

Доходные мультипликаторы — самые универсальные, поэтому их мы и рассмотрим в подробностях.

Доходные мультипликаторы.

P/E или Price/Earnings

Как понятно из названия, этот мультипликатор показывает соотношение цены компании к ее чистой прибыли. Он невероятно прост в расчете, но в то же время позволяет решить проблему, о которой мы писали выше.

Перед нами по прежнему акции двух компаний. На yahoo finance или rbc quote   мы находим прибыль и стоимость каждой. Допустим компании A и B стоят по 10 миллионов рублей. Но у первой прибыли 2 миллиона в год, а у второй 500000.

Мультипликатор P/E показывает, что первая окупится за 5 лет, а вторая — за 20. Кстати, пять лет — норма для мультипликатора P/E. Если он меньше, значит, компания недооценена и можно задумываться о покупке.

Однако никогда нельзя опираться только на один мультипликатор. Например прибыль — очень волатильный показатель, который из года в год сильно меняется. А еще прибыль сильно зависит от рынка и других внешних факторов, поэтому P/E подходит для сравнения очень близких по остальным условиям компаний.

P/S или Price/Sales

Выручка же из года в год у компаний колебаться не так сильно, поскольку она меньше подвержена случайным внешним факторам. Более того, мультипликатор P/S подходит почти к любой компании, поскольку прибыль может быть отрицательной, а вот выручка — нет.

В то же время, вы прекрасно понимаете, что большая выручка — далеко не всегда большая прибыль. Поэтому P/S хорошо работает только с теми компаниями, где издержки стабильны, а прибыль напрямую зависит от объема продаж. Пример — ритейл.

Если Price/Sales около двух — это норма. Меньше единицы — значит компания недооценена.

EV/EBITDA

По сути, это мультипликатор P/E,  но чуть более хитрый и точный. EV — Enterprise value, то есть справедливая стоимость компании.

Как рассчитать EV? Необходимо представить, сколько бы мы заплатили, если бы покупали компанию. Мы берем рыночную стоимость, прибавляем к ней долг компании, поскольку нам его придется погашать, а также вычитаем денежные средства на счету компании, поскольку мы их получаем, а не отдаем. Это число и будет Enterprise value.

Теперь EBITDA. Каждый уважающий себя финансист должен знать, что за этой аббревиатурой скрывается чистая прибыль компании до выплаты амортизационных отчислений, налогов и процентов по заемным средствам.

Теперь вы видите, что EV/EBITDA позволяет провести более точное сравнение, исключив такие внешние факторы, как налоги в отдельно взятой стране. Более того, EBITDA гораздо чаще чем чистая прибыль бывает положительной.

EPS или Earnings per share

На фондовом рынке росту стоимости акций компании часто предшествует рост чистой прибыли. Поэтому EPS — чистую прибыль на акцию часто используют для расчета дельты роста. То есть, прибыль на одну акцию в начале года делят на на то же самое на конец года.

Итог

Мы постарались описать самые популярные среди инвесторов мультипликаторы, информацию для которых вы легко найдете на rbc quote или  yahoo finance. Вы должны знать, что их на самом деле огромное множество и для каждой отрасли есть свои уникальные. Например, для автопроизводителей рассчитывают количество проданных или произведенных машин на акцию, и так далее.

Важно понимать, что описанные выше мультипликаторы подходят для сравнения компаний из одной отрасли. Сравнивать производителя смартфонов и фармацевтическую компанию будет не лучшим решением. 

Хотите увеличить свой доход? Мы поможем сделать это за 1 месяц.